Переход вашего ребенка в 5 класс - это особый этап в его жизни. Ведь теперь условия обучения коренным образом меняются: ежечасная смена учителей, кабинетов, обстановки требует от ученика собранности, внимания, умения концентрироваться. Ребенка окружают учителя-предметники с разными требованиями и характерами. Кроме того, к ребенку приходит осознание того, как он повзрослел, что он уже не маленький и учится в среднем школьном звене. Да и на переменах ребята сталкиваются с учениками старших классов, что тоже определяет поведение пятиклассников, ведь внутри детского школьного сообщества они поменяли статус "старших" на "младших".
Все это в комплексе являет собой мощный фактор возрастания психологической нагрузки на ребенка. Поэтому в период адаптации возможны различные перемены в поведении вашего чада. Дети могут стать тревожными или, напротив, робкими, чрезмерно шумными или замкнутыми. Стрессовая ситуация может вызвать нарушения сна, аппетита, снижение работоспособности, в таком случае ребенок становится забывчивым и рассеянным.
Подобные отклонения характерны для 70-80 % школьников. У большей части детей этой процентной составляющей названные отклонения и нарушения исчезают через 2-4 недели. Однако есть ребята, у которых процесс адаптации затягивается.
Самыми главными помощниками в этот нелегкий период для вашего ребенка становятся родители. Чтобы помочь сыну или дочери справиться с этими временными трудностями максимально быстро и легко, мамам и папам необходимо проявить внимательность в наблюдении за самочувствием, поведением, настроением своего ребенка, осторожность в общении с ним. Доброжелательный тон, стремление помогать и понимать также позволят вам быть ближе к своему чаду. Домашняя атмосфера должна быть благоприятной, а режим дня - щадящим. Родитель - это главный советчик и старший друг. В период многоголосия учительских требований важно объяснить ребенку, откуда они берутся. Например, учитель истории просит излагать материал близко к тексту учебника, потому что предмет требует точных знаний исторических фактов, искажение невозможно, а учитель литературы просит во время ответа излагать свою точку зрения, потому что целью предмета является развить в ученике читателя, способного самостоятельно оценивать литературное произведение. Еще одной трудностью, с которой могут помочь справиться родители, является некоторое "обезличивание" подхода учителей-предметников к школьнику. Важно так преподнести ребенку этот момент, чтобы сложившаяся ситуация повлияла на укрепление чувства взрослости, ответственности, умения принимать определенные требования. Часто возникает необходимость помочь ребенку и с выполнением домашних заданий, с преодолением трудностей по учебе. Именно с этими особенностями адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости, которому родители подчас находят неверное объяснение.
|